Словарь терминов
В данном разделе собраны термины и их определения по тематике морских контейнеров.
Контейнер — стандартизированная многооборотная тара, предназначенная для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом и приспособленная для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое.
Рефконтейнер (Рефрижераторный контейнер, англ. refrigerator container, reefer) — контейнер, оборудованный холодильной установкой. Служит для транспортировки грузов, чувствительных к температурам. Чаще всего имеет алюминиевый корпус и пенополиуретановый утеплитель.
Фут (русское обозначение: фут; международное: ft, а также ‘ — штрих; от англ. foot — ступня) — единица измерения длины в английской системе мер. Точное линейное значение различается в разных странах. В 1958 году на конференции англоговорящих стран страны-участницы унифицировали свои единицы длины и массы. Полученный «международный» фут стал равняться в точности 0,3048 м[1]. Он чаще всего и подразумевается под «футом» в настоящее время.
Интермодальность (intermodal) в данном контексте подразумевает возможность смены режима (mode) транспортировки (суда, ж/д транспорт и автотранспорт) без необходимости осуществлять разгрузку/погрузку содержимого контейнера.
Ричстакер (англ. reach stacker) — погрузчик с двигателем внутреннего сгорания для работы с контейнерами. Ричстакеры предназначены для обработки всех типов контейнеров, включая рефрижераторные. Они способны обрабатывать контейнеры и прицепы, а также производить погрузочно-разгрузочные работы в самых разнообразных условиях: от портов до тяжелой промышленности.
Контейнеровоз (морское судно) — специализированное грузовое судно для перевозки груза в однородных укрупненных грузовых единицах — контейнерах (TEU). В морских контейнерных перевозках в основном используются стандартные ISO-контейнеры.
Фитинговая платформа (англ. fitting, от англ. fit — прилаживать, монтировать, собирать) — специализированная платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров (ISO 668) и оборудованная специализированными узлами для их крепления — фитинговыми упорами (этот упор входит в замок контейнера).
Полуприцеп — разновидность прицепа, которая своей передней частью опирается на тягач. Является транспортным средством, которое предназначено для транспортировки разнообразных грузов по дорогам всех категорий. В зависимости от характера эксплуатации и конструкции кузова полуприцепы делятся на:
- бортовые
- тентовые
- шторные
- шторно-бортовые
- цельнометаллические фургоны
- изотермические
- рефрижераторы
- контейнеровозы
- самосвальные
- тяжеловозы (тралы)
- цистерны
- лесовозы
Кран-манипулятор — кран стрелового типа, установленный на автомобильном шасси и служащий для его загрузки и разгрузки одиночными и сыпучими грузами в контейнерах (пакетах) и их транспортировки, проведения монтажно-демонтажных и ремонтно-восстановительных работ.
ISO 668 «Контейнеры грузовые серии 1. Классификация, размеры и номинальные характеристики» — стандарт ISO, описывающий и классифицирующий серию 1 ISO-контейнеров по их внешним размерам. Он также определяет их грузонесущие мощности и, по необходимости, минимальные внутренние и дверные размеры.
Поддо́н или пале́та (англ. pallet) — транспортная тара, средство упаковки, которое имеет жёсткую площадку и место, достаточное для создания укрупнённой грузовой единицы, используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки и перевозки грузов. Поддон предназначен для хранения груза и его перемещения с помощью механических средств. Товары, помещённые на палету, могут быть притянуты к нему ремнями (крепёжными лентами) или обёрнуты термоусадочными или стретч-плёнками.
GP (англ. General Purpose) — контейнер общего назначения без вентиляции; часто называется, как DC (Dry Cube), DV (Dry Van) — сухой контейнер; разновидности этого типа контейнеров:
HC (High Cube), также HQ — увеличенный по высоте контейнер (высота увеличена на один фут в сравнении со стандартным контейнером)
PW (Pallet Wide) — увеличенный по ширине контейнер (242—245 см; позволяет разместить рядом два стандартных поддона по 120 см)
DD (Double Door) — контейнеры с дверями с двух сторон. Обеспечивают возможность погрузки и разгрузки с обеих торцевых сторон модуля.
SD (Side Door) — c одной или двумя дополнительными боковыми дверями по длинной стороне контейнера. Дают возможность погрузки и разгрузки как через стандартную торцевую дверь, так и через дополнительную распашную боковую.
HT, HOT (Hard Top, Hard Open Top) — контейнеры со съемной жесткой крышей, которая дает возможность грузить контейнер сверху, если груз невозможно разместить через стандартные торцевые двери. При этом крышка снабжена креплениями, надежно фиксирующими ее сверху, обеспечивая тем самым полную герметичность как и в классической модели сухогрузного контейнера.
OT (Open Top) — контейнеры с открытой крышей, оборудованной съемным мягким, как правило, брезентовым покрытием.
FlatRack — контейнеры-платформы со стационарными или съемными торцевыми стенками или вовсе без них. Предназначены в основном для транспортировки тяжелой негабаритной техники, а также цельных негабаритных частей конструкций.
BU, BK (Bulk) — контейнер для перевозки сухих сыпучих грузов.
TN, TG, TD (Tank) — танк-контейнер для перевозки жидкостей и газов.